Дежурный по апрелю

Неожиданно, когда студент Литературного института им.Горького становится учителем гимназии.

Тем не менее, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года-2012» Александр Демахин, в эти дни побывавший в Якутске в качестве эксперта на республиканском этапе конкурса, именно со студенческой скамьи пришел в школу. В ту, которую закончил сам.

Мечты стать учителем у него не было, но, закрыв за собою двери Сергиево-Посадской гимназии, что в Подмосковье, он вдруг ощутил некую пустоту, образовавшуюся в его жизни.

Когда он пришел в школу, у него не было педагогического образования, но тогдашний директор, его учитель, ныне покойный Иосиф Ольбинский, чье имя теперь носит гимназия, сказал ему, наверное, самые важные слова о том, что в школе важно создавать иную атмосферу, живую, домашнюю, неожиданную, как «дежурный по апрелю».

Есть такая одноименная песня у известного советского барда Булата Окуджавы, ставшая крылатой и олицетворяющая некое состояние влюбленности.

«Дежурный по апрелю» -- человек, который занимается созданием такой среды, когда может рассказывать то, что интересно ему, и думать о том, чему хочет научить детей через свой предмет.

Ведь предмет – всего лишь средство, а цель в чем-то другом.

Молодой, экспрессивный, творческий, увлекающийся, он принадлежит плеяде учителей нового поколения.

С отличием окончил институт, преподает мировую художественную культуру, руководит театральной студией и кинокурсом «25 кадр» в гимназии, ставит школьные спектакли, давно уже перешедшие на платформу серьезной драматургии, участвует в профессиональных конкурсах, ведет колонку в «Учительской газете», пишет пьесы.

Его произведения опубликованы в журналах «Юность», «Театр», «Современная драматургия» и различных драматургических сборниках.

Что еще?

Соавтор (с Алексеем Шнейдерманом) либретто мюзикла «Нежная королева», поставленного на сцене Санкт-Петербургского театра «Мюзик-холл», либретто мюзикла «Три толстяка».

В этом весь он, импульсивный, порывистый, настоящий. Слова не поспевают за мыслями, коих в его голове множество.

 

 

-- Я рад, что вновь нахожусь в Якутске. Это место, которое имеет иную атмосферу, отличающуюся от других. Лицо якутского образования узнаваемо – оно молодое и опытное.

Педагогический конкурс – площадка самосовершенствования педагогической профессии.

Ведь в нашей профессии опыт – вещь индивидуальная, хотя и есть тенденции.

На конкурсе встречаются какие-то судьбы, и важно увидеть человека за всем этим.

 

-- Наша гимназия нынче отмечает 20 лет со дня открытия, а зданию, в котором она находится, исполняется 100 лет. Она изначально не имеет территориальной привязки и предназначена для детей, готовых к усвоению программы повышенного уровня. Сама камерная обстановка школы располагает к иному действу. Это скорей не школа, а Дом. У нас нет табличек с указанием, что это кабинет информатики или директорская, например. В доме же не пишут на дверях: столовая или туалет. Это мелочь, но имеет значение.

 

-- Можно много говорить о привитии детям интереса к искусству, живописи. У нас в школе развернута экспозиция картин, которая меняется каждые два месяца. Атмосфера, вот что важно.

 

-- У нас авторская школа, и как любой авторской, ей тяжело вписаться в существующие нормативы. Классно-урочная система -- священная корова в нашем образовании, которую все просто боятся тронуть и разрушить.

Сейчас другое общество и индивидуальное образование невозможно внутри этой системы. Ученик должен делать инновационные проекты, выбирать индивидуальную траекторию образования. Как совместить одно с другим, ему тоже непонятно. Он готовится по одним стандартам, а сдает ЕГЭ по другим. Мы сами пока не ответили себе до конца, чего хотим: вроде бы хотим и советское образование, и немножко инновационное, а в итоге чуть-чуть, но страдает ребенок. Система пока сама консервативна и боится где-то что-то отпустить.

В этом смысле наша гимназия пока находится в поиске, мы не боимся экспериментировать и искать новое.

 

-- Деятельность, основанная на заинтересованности, имеет плоды. Дело не в количестве информации, а в умении пропускать ее через себя. Самое ценное-- личностное развитие.

-- Если ребенок научился мыслить и обрел способность размышлять, анализировать, он может работать на другом уровне и способен со многим справиться.

-- Проблема нашего образования, на мой взгляд, в том, что, с одной стороны, есть большое желание инициатив и поэтому больших изменений, а с другой -- в том, что изменения эти предлагается осуществлять в таком русле, которое вроде бы должно давать много пространства для свободного пользования, но при этом иногда его, наоборот, сокращает. Это все сложная штука.

Например, новые образовательные стандарты.

Мне кажется, они очень интересные и, если вчитаться, как раз дают почву для того, чтобы учитель занимался поисками способов индивидуальной работы с учеником, его интересов и их развитием. Сам внешне почти не отличаясь от собственных учеников, один из самых лучших молодых учителей России Александр Демахин хотел бы, чтобы его ученики научились мыслить свободно, ассоциативно и получали радость от процесса мышления, процесса образования. Он на самом деле счастлив быть в школе с учениками, с которыми творит, открывает что-то неизведанное, познает и вместе двигается вперед. Возможно, в этом и заключается смысл бытия, когда ты знаешь, для чего открываешь глаза каждое утро.

 

Матрена КОНДРАТЬЕВА,

редактор Отдела «Образование» газеты «Якутия»

BannerFans.com

Контакт

Тел./факс: 42-20-69

 

e-mail: iroipk@mail.ru

 

Адрес:
677000
Республика Саха (Якутия)

г. Якутск, пр-т Ленина 3
АОУ ДПО РС(Я) «Институт развития образования и повышения квалификации»

Яндекс.Метрика